Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Истинный „портрет“ Иисуса

 

Дан 7,  9 -10.13-14; Пс 97(96), 1-2.5-6.9 (Пр.: 1a и 9a); 2 Петр 1, 16-19;

Евангелие в год A: Мф 17, 1-9;

Евангелие в год B:  Мк 9, 2-10;

Евангелие в год C:  Лк 9, 28b-36;

        

            Какой „портрет“ Иисуса нам надлежит иметь в свете нашей веры? Портрет чудотворца, который исцеляет, воскрешает, умножает хлебы? Портрет Доброго Пастыря, который прощает и утешает, ободряет, ведет нас? Портрет учителя, который преподает нам жизненно важные истины? Или, может быть, какой-нибудь иной портрет? Давайте еще раз зададимся вопросом: Кто такой  Иисус?  Этот вопрос вновь и вновь беспокоил сердца учеников, следовавших за Иисусом по дорогам древней Палестины и ежедневно изумлявшихся новым проявлениям духовного «облика» Иисуса. Он вызывал в душах Своих учеников огромное смущение, ибо они считали, что Его жизнь слишком противоречива. С одной стороны, Иисус говорил о Себе как о Божьем Сыне, совершал удивительные поступки, демонстрировал Свою исключительность и уникальность. С другой стороны, Он был бедным, смиренным, страдающим, говорил о Своей приближающейся неминуемой смерти - и казалось, что Он готов предать Себя злому умыслу жестоких людей.

         Так каким же был Иисус? Иисус был частью человечества, однако Его человеческая жизнь была исключительной, Его поведение отличалось от поведения других людей, поэтому казалось, что Его жизнь глубоко противоречива. Ученики почти «искусились» об Иисусе, поскольку вместе со Своей «славой» Он являл и свое «смирение». Но каков Его истинный портрет?

 

Сын Человеческий

 

         Фрагмент из Книги пророка Даниила призывает нас размышлять о Том, кого именуют «Сыном человеческим», и Кто символизирует идеал праведного человека согласно Ветхому Завету, т. е. человека верующего и живущего в единстве с Богом. Но «Сын человеческий» в понимании пророка Даниила – это некто превыше обыкновенного «праведника». Он владеет силой, равной силе Бога, Он получил от Бога владычество, славу и царство (ст. 14), «Его владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». Эта личность олицетворяет всех праведников Ветхого Завета, а также «преисполнена»  Божьим Духом до такой степени, что всецело открыта на любое непредвиденное действие Бога. В чтении из Евангелия о преображении Господнем выражение «Сын человеческий» относится к Иисусу. В евангельских текстах Иисус описан как Сын человеческий, воскрешающий мертвых, осуществляющий власть, полученную им от Бога, побеждающий смерть и воскресающий из мертвых для новой, прославленной жизни. В Иисусе всецело воплощена личность Сына человеческого, подобного нам, которому Бог дал власть и славу, побеждающую смерть.

 

Утренняя звезда

 

            Второе чтение отвечает на обвинения людей, насмехавшихся над христианами за то, что они „последовали хитросплетенным басням“ (ст. 16). Эти обвинения не раз повторялись в истории Церкви теми, кто считает, что Иисус - это «миф», «фантазия», плод воображения или порождение  чувств человеческой души.

           Святой апостол Петр в своем ответе ссылается на реальный опыт: «мы сами были очевидцами Его величия» (ст.16).  Речь идет о преображении Иисуса на горе, где Он явил свое величие, силу, славу и честь, полученные Им от Отца Небесного (ст.16-17). Христианская вера порождена не человеческим разумом, а реальным событием. Она является не учением («гнозисом») мудрых и благочестивых людей, создавших определенную религию, а свидетельством о Личности, с которой люди действительно общались. Это свидетельство превышает свидетельства пророков Ветхого Завета, ибо апостолы «видели» Сына, равного Богу, как очевидцы. Хотя их «видение» было «видением веры», оно основывалось не на фанатизме или экзальтированности, а на личном переживании события, явившего сверхъестественную тайну.

           Преображение Иисуса - событие, на которое мы призваны смотреть как на светильник, сияющий во тьме, или как на утреннюю звезду, озаряющую темноту нашего сердца (ст. 19). Второе Послание святого апостола Петра говорит нам об исключительности этого события, об абсолютной исключительности возлюбленного Сына Отца, преобразившегося на горе, чья личность была подтверждена гласом с Небес. На горе Фавор апостолы осознали, что Иисус - это Божий Сын par exсellence, несравнимый ни с кем.

 

Божий  Сын

 

         О преображении Господнем повествуют трое евангелистов-синоптиков, чьи описания содержат несколько значительно отличающихся друг от друга деталей. В течение трехлетнего литургического цикла мы прочитываем все три версии. В нашем кратком размышлении мы лишь слегка коснемся этих различий, не говоря о них подробно. Мы сосредоточим наше внимание, прежде всего, на общем значении события, о котором идет речь, и для этого обратимся ко всем трем версиям.

         Прежде всего следует упомянуть, что все три евангелиста-синоптика одинаково упоминают содержание слов голоса с неба, «голоса из облака» (Мк, Лк) или «голоса» (Мф), означающего Божие откровение: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его  слушайте». Это откровение является сердцем повествования: Иисус - это Божий Сын, Которого мы должны слушать и повиноваться.

         «Свет», исходящий от лица и одежды Иисуса, наличие «облака» и «голоса» из облака, а также сама «гора» напоминают о явлении Бога на горе Синай и Его присутствии в Храме. Все эти признаки демонстрируют, что «преображение» является событием, в котором  Бог выступает из окутывающей Его тайны и являет Себя нам зримо, в лице Иисуса. Речь идет не только о явлении, но и о даре Самого Себя, о призыве «слушать», т. е. принять Его. Этот опыт убедил апостолов, что жизнь Иисуса  в полной мере человечна, приурочена ко времени и месту - к миру, но именно в этой человеческомй жизни всецело присутствует Сам Бог со Своей непознанной и бескорыстной тайной.

         Петр захотел присвоить, сберечь присутствие Бога для себя: „сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.“ По мнению Петра, единственным лекарством от человеческого одиночества и отчаяния является бегство от суровой жизни. Но разбить палатку на горе и остаться там навсегда означало бы превратить христианство в магию, которая избавила бы нас от всех жизненных тягот. А христианство не является ни магией, ни бегством от жизни. Целью явления Иисуса как Божьего Сына было сделать нас способными жить так, как Он, посредством слушания Его слова. Где бы мы ни находились, в любом краю света – а не только на Горе Преображения - мы должны пребывать с Иисусом и жить так, как жил Он. Апостолы спустились с Горы Преображения. Они не вошли «в славу», не разбили никаких палаток, но в своей дальнейшей жизни они верно следовали за Иисусом. От христианства нельзя бежать. Христианство – религия, которую создает не только Иисус, ибо в этом случае Он Сам сделал бы все вместо нас, а нам было бы достаточно «разбить палатку» в месте, где находится Он. Однако христианство создаем и мы, когда стремимся «следовать за Ним» и «слушать Его», т. е. действовать так, как действовал Он.

         Евангелист Лука говорит, что „когда Он молился, вид лица Его изменился“. Преображение свершилось во время молитвы Иисуса. Иисус «взял с Собой» на гору апостолов, поэтому мы можем считать, что они тоже присоединились к молитве Иисуса. Из этого следует, что в молитве проявляется истинный уникальный лик Иисуса. Давайте просить Бога, чтобы в молитве мы могли преобразиться так же, как преобразился Он во время своей молитвы, чтобы мы могли узреть Его  глазами веры как возлюбленного, единственного Сына Бога-Отца. Благодаря молитве мы можем по-настоящему и полноправно «пребывать» с Иисусом, глубоко переживать наше интимное единение с Ним. Однако наше «пребывание» с Иисусом не должно ограничиваться «установкой палатки», оно должно стать совместной динамичной жизнью с Иисусом, в которой мы будем принимать ежедневное участие в Его выборе и Его поведении.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More